Почему вообще люди едут на «МИР Сибири»? Наверное, потому что мы, люди, тянемся друг к другу. Мастера народных ремёсел, исполнители – ищут встречи с единомышленниками, новых знакомств, вдохновения и информации. Люди, напрямую не связанные с народным творчеством, приезжают, чтобы окунуться в возбуждающую атмосферу праздника, впитать в себя энергию лета, улыбок, музыки и красоты. В смысле обмена профессиональным опытом «МИР Сибири» предоставляет уникальные возможности: для участия в музыкальном конкурсе в этом году было отобрано рекордное количество номинантов – 40 ансамблей и исполнителей из 17 регионов страны, для участия в очном этапе мастерового конкурса традиционно приглашены 12 лучших мастеров. География участников – от Санкт-Петербурга до Магадана. Экспертные советы обоих конкурсов в течение года вели кропотливую работу по отбору наиболее интересных и профессиональных мастеров народного творчества. В результате, каждый участник – это целое событие в фольклорном мире, кладезь знаний и тонкий ценитель, и, конечно, находка для журналиста. Правда, скидку нужно сделать на то, что многие участники – ещё дети. За свою 16-летнюю историю фестиваль стал самым детским – 127 юных дарований приехали в Шушенское наряду с именитыми взрослыми коллективами. А вместе с ними – родители и педагоги. Их всегда можно было определить на поляне перед главной сценой – среди расположившихся на травке, ковриках, пледах, раскладных стульчиках и креслах людей вдруг вскакивала какая-нибудь женщина и, прижимая руки к груди, смотрела на сцену, где её чадушко, робея на огромной сцене, бросалось в песню, как в омут с головой. «Ох, как Ева крутится! Как бы не упала!» – мама с замиранием сердца ловит каждое движение дочери. А дочь уже не унять! А вы слышали девичий свист? Я не оговорился – здесь девки свищут так, что только казаки из «Читинской слободы» могут их пересвистеть. С просторечным «девки» я тоже не оговорился – как много раз у скоплений молодёжи в народных костюмах услышишь: «Парни, девки! А ну, давайте станцуем!» И завертит кадриль сибирских, вологодских, уральских, волжских парней и девчонок. Сменяясь, наяривают гармонисты, балалаечники – выдержать темп вечёрки не под силу в одиночку никому. А рядом, особнячком – тувинская молодёжь, хакасы, якуты. Мальчишки друг друга веселят неуклюжей присядкой, пока кто-то смелый не крикнет: «Возьмите нас!» Молоденькие русские девчушки по первости разбегаются, сторонятся незнакомцев, но те, что постарше, со смехом втягивают их в общий танец. Как-то вечером я шёл с интервью по турбазе «Журавлёнок», в которой размещаются номинанты. Из темноты выбежала девушка и потянула меня за руку: «Парней не хватает! Айда в “ручеёк”!» На большой поляне ребята из новосибирской фольклорно-этнографической студии «Круглый год» организовали бесшабашную вечёрку. Хороводы, да такие вычурные, что голову и ноги сломаешь, сменялись игрищами и танцами. Ах, как я жалел, что не было у меня сапог – в кроссовках русские танцы так много теряют: ни тебе притопнуть, ни пристукнуть. Бесполезно зазывала руководительница тувинского хора: «Так-так-так! Мальчики, всё!» – кровь взыграла, и подростков было не увести. Я сам выбрался, уставший, но довольный, далеко за полночь. «Вот так “ручеёк”!» – думал я, снимая абсолютно мокрую футболку. А ребята до первых петухов показывали друг другу игры, и чем дальше, тем небезобиднее. Девушки уже только со стороны наблюдали, как свистят ремни да взлетают руки-ноги. Что тут скажешь: мальчишки – они и в Кызыле, и в Воронеже – мальчишки.